Мустафаева Зарема Диляверовна музыкальный руководитель МБДОУ №88 "Слонёнок", г.Симферополь

Конспект занятия "Музыкальное королевство"

Цель занятия: Формирование у детей музыкальных, певческих и двигательных навыков, обучение нотной грамоте.

Задачи:

1. Образовательные:

· Формировать музыкально-ритмические навыки при выполнении движений под музыку.

· Обучать детей нотной грамоте, чистой интонации, слуховому самоконтролю.

· Формировать навыки вокально-певческой установки по системе Д.А.Огороднова.

2. Развивающие:

· Развивать умение детей слушать музыку, контролировать свои движения под музыку делать их более гармоничными и выразительными.

· Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

· Сочетания духовного и физического начал – основа музыкального развития ребёнка на уроках музыки.

3. Воспитательные:

· Воспитывать у детей общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.

· Учить детей бережно относиться к окружающему миру и друг другу.

· Воспитывать у ребёнка чувство прекрасного.

Оборудование, материал:

Запись на CD, музыкальный центр, макет музыкального замка, герои музыкального королевства: Му, Ве, На, Зэ, Лё, Ле, Ри, бубен, доска дыхательных упражнений по системе Д.А.Огороднова, нотный стан, корона, полоски различных цветов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Музыкальная гимнастика «Здравствуй утро»

(проводится для включения детей в деятельность, оптимизация эмоционального  состояния)

Дети:

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

Даже здравствуй, говорю,

Я соседской курице.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро,

Здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Педагог:

А теперь давайте пропоём наше приветствие.

Дети поют приветствие, а музыкальный руководитель в конце приветствия спрашивает детей:

Украсила ли музыка слова нашего приветствия?

Ответы детей:

Да, музыка украсила наше приветствие.

Педагог:

Правильно. Наше приветствие наполнило улыбками и добром наш зал. Давайте поделимся своим добром с нашими гостями. (Дети бегут в зал и протягивают свои ладошки гостям, здороваясь с ними)

Игровое упражнение «Наши ручки»

Дети:

1, 2, 3, 4, 5 Знаем мы как ручки показать

Правая… Левая… Хлоп, хлоп, хлоп (Дети поочерёдно показывают руки и хлопают в ладоши)

Права… Левая… Шлёп, шлёп, шлёп (Дети поочерёдно показывают руки и хлопают по коленкам)

Педагог:

А теперь тоже самое упражнение сделаем с ножками.

1, 2, 3, 4, 5 Знаем мы как ножки показать

Правая… Левая… Топ, топ, топ (Дети поочерёдно показывают ноги и топают)

Правая… Левая… Шлёп, шлёп, шлёп (Дети поочерёдно показывают ноги и поднимаются на носочках, опуская пятки)

Педагог:

А теперь поздороваемся с ладошками: «Наши ладошки»

Дети:

Хлоп раз, еще раз, (дети ритмично хлопают на каждую долю)

Мы похлопаем сейчас,

А потом, скорей, скорей

Шлёпай, шлёпай, веселей

***

Тут комарики летали, (дети хлопают по два раза на каждую долю)

Чуть детей не искусали.

Хлоп раз, еще раз,

Улетел комар от нас. (Разводят руки в разные стороны)

***

Мы тарелочки возьмём, (Скользящие движения ладошек в ритме стиха)

Ни одной не разобьём.

Хлоп раз, еще раз,

Ни одной не разобьём. (Показ открытых ладошек)

***

Ладушки, ладушки,

Мы спечём оладушки.

Ладушки, ладушки,

Хороши оладушки!

***

Дружно руки все встряхнули, (ритмично встряхивают руками)

Раз, два, раз, два.

Так помахали, отдохнули, (ритмично машут руками, показывают полочку)

Раз, два, раз, два.

Педагог:

Ребята, когда мы говорит – это сила слова, когда мы двигаемся – это сила движения, а когда мы объединили слово, движение и музыку, получается законченный музыкальный номер.

II. Работа в основной части занятия

1) Игровой момент «Мы птицы»

Ребята, вы знаете, ка красиво поют птицы? А вы хотите петь также красиво? Я превращаю вас в птиц. Один, два, три, птица оживи. Все мы ребята сейчас птицы. Вот наши руки – превратились в крылья, наш носик – в клювик. А какой у птицы красивый ротик, чуткие уши и зоркие глаза. Сейчас я попрошу птиц стать ровно, плечи отвести назад и расправить, чтоб они были свободными. Голову не задирать, а держать немного наклоненной вперед. Вот наши птицы красиво стоят, а теперь научимся правильно петь на одном звуке «у».

Для этого вы раскрываете свои крылья, прикладываете их к плечам и ищете щёлочку между клювом и подбородком, произнося при этом звук «у».

Музыкальный руководитель играет тоническое трезвучие, дети слушают, затем слегка надавливают на щеки так, чтобы пальцы прошли между зубами, а подбородок опустился.

Воспитатели в ходе занятия помогают каждому ребенку найти правильное положение корпуса и исправляют ошибки.

2) Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в музыкальную игру «Ворон»

Си-дит во-рон на ду-бу

Он и-гра-ет во тру-бу

Тру-бу то-чен-ну-ю

По-зо-ло-чен-ную

Педагог поет запев, а дети отвечают за ворона. Если у детей не получается петь на одном звуке, то используется образный показ рукой (ровно) не выше, не ниже. Нужно учить детей петь только с показом руки.

Исполняя запев ворона, педагог сам должен показать пример выразительного пения на одном звуке «у», образно объясняя детям, как ворон играет на трубе, при этом рот открыт, а губы вытянуты дудочкой. А труба точенная, позолоченная звук «у» нежный и красивый.

Наши птички устали и сели на ветку, мы будем учиться петь сидя. Сидят птицы ровно, корпус прямой, спина до упора спинки стула, ступни ног вместе, опор на ноги, руки опущены на колени, учитель предлагает спеть песню сидя. Дети теперь поют запев, а учитель отвечает за ворона (выразительно изображая птицу). Педагог собственным пением помогает детям почувствовать тяготение коротких звуков и более долгих. Целесообразно показать детям, как некрасиво звучит «у», когда рот плохо открыт, а если рот постепенно открывать на звуке «у», то звук становится наполненным и мягким. После показа детям предлагается сделать это самим.

3) Метроритмическое упражнение «Полёт птиц»

Вы знаете, что птицы летают высоко над облака и садятся на верхушки деревьев, а иногда ходят по земле. Так же и звуки бывают высокие, средние и низкие. Ребята, мы поиграем с вами в звуки. Звуки бывают высоки, средние и низкие. Послушайте, как они звучат (музыкальный руководитель проигрывает звуки в разных октавах). Высокие звуки мы будем показывать рукой на уровне глаз, средние – на уровне пояса, а низкие – ладонь опускаем вниз. 

4) Звуки еще отличают по силе звучания.

Одни громкие, другие тихие (сильные, слабые). Я научу вас их различать, послушайте историю. Однажды Саша и Петя решили поиграть в барабан. Петя взял барабан в руки и постучал так (музыкальный руководитель стучит с одинаковой силой неравномерно), а Саша стал стучать так (стучит чётко, чередуя сильный удар и слабый). Ребята, какой же мальчик стучал лучше, дети отдают свои симпатии Саше. Педагог одобряет выбор детей и уточняет, что Саша стучал равномерно, используя сильные и слабые звуки (доли). В музыке сильные и слабые доли чередуются и приведены в порядок.

Ребята, мы с вами тоже поиграем в барабан. Барабанов у нас нет, но есть наши руки, и мы воздадим свой оркестр. По моей команде: «Приготовились» - вы кладёте ногу на ногу, затем левую руку на своё колено, ладонью вверх, а на неё правую ладонь. По команде «Начали» - мы научимся показывать сильную долю. На сильные доли рука идет четко и упруго, ладонь раскрыта (в форме парашюта). После упругого удара о ладонь, рука возвращается в верхнее положение на уровне глаз.

На слабую долю ладонь собрала (в форме клюва), большой и средний пальцы правой руки соединены в колечко и прикасаемся к ладони левой руки мягко, нежно, затем возвращаемся в верхнее положение.

Начинать упражнение надо в медленном темпе, чтобы дети могли сознательно выделать слабую и сильную доли.

5) Метроритмическое упражнение «Кошкин дом»

В работе по метроритму полезно использование стихов. Речевые навыки открывает дополнительные возможности детей в отношение постановления голоса и артикуляции. Музыкальный руководитель выразительно читает стих:

Динь дон динь дон

Загорелся кошкин дом

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом

6) Зарядка «Прогулка» 

Педагог обыгрывает с детьми различные ситуации. Например, мы с вами вышли на прогулку. Так мы спускаемся по лестнице. (хлопает в ладоши определенный ритмический рисунок, дети повторяют)

А теперь мы вышли на улицу, все обрадовались и побежали вот так. (хлопает частыми ударами, дети повторяют)

Маленькая Леночка взяла мяч и стала ударять им о землю (…). А Саша с Колей поскакали на перегонки (…). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнце и пошел дождь. Сначала это были редкие капли (…), а потом начался ливень (…).

III. Работа в основной части занятия

1) Педагог читает пролог сказки под музыкальный фрагмент.

Однажды фея-волшебница гуляла в сказочном лесу. Всё вокруг было красивым, в воздухе носился аромат цветов, земля покрылась зелёным бархатным ковром, а голубое небо щедро обнимало всю эту красоту, посылая на землю тёплые солнечные лучи. Но красивее всего были птичьи трели, разные птички на разные лады пели свои песенки. На опушке леса, рос старый развесистый дуб. Его могучие ветки развивались в разные стороны, образуя сказочные и причудливые формы. На одной из самых причудливых веток собрался птичий хор. Каждая птичка сидела на свое веточке и пела свою нотку, и получалась удивительная песенка.

Фея-волшебница услышала эту песенку и остановилась, зачарованная ею. Фея-волшебница не могла оторваться от этого чуда. Она решила превратить гамму до-мажор в сказочное музыкальное королевство. Взмахнула фея своей волшебной палочкой, и увидела перед собой удивительное королевство. Ноту «До» она превратила во властного короля «Му», ноту «Ре» в плаксивого принца «Ве», ноту «Ми» в своенравную и капризную принцессу «На», ноту «Фа» в добрую и заботливую няню «Зэ». Пятую ступень ноту «Соль» в красивую, властную и решительную королеву «Лё», ноту «Ля» в доброго и преданного слугу «Ле», ноту «Си» фея превратила в визиря «Ри» - в умного, красивого и очень одарённого человека. И ожила музыкальная сказка, а что было дальше, малыш, слушай внимательно.

Педагог, используя макет музыкального королевства и его героев, играет с детьми в сказку-импровизацию. В музыкальном королевстве часто проводились балы, и герои учились танцевать. Давайте и мы с вами потанцуем.

2) Танец «Куклы»

Педагог показывает движения к танцу, обогащая их эмоциональной окраской. Работая над отдельными элементами танца, педагог старается развивать природную пластику детей и умение отображать характер музыки разными танцевальными движениями. Сначала дети изображают мягких пластичных кукол. А со сменой музыкального сопровождения дети превращаются в деревянных кукол.

Хор рук

В музыкальном королевстве звучала музыка, её играли придворные музыканты. Ребята, мы сейчас будем музыкантами, но музыку мы будем показывать только руками. Звучит фонограмма, дети руками озвучивают её.

IV. Заключительная часть

Игра «Король и принцесса»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцесу, принцессу, принцессу,
("король" выбирает "принцессу" и надевает ей на голову "корону") 
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все подпрыгивают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(дрыгают ножками)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(хлопают руками)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(топают ногами)
Головкой покачаем,
(качают головами)
Сначала начинаем!
(девочка возвращается на свое место).

По окончании игры музыкальный руководитель подводит итог занятия, используя элемент рефлексии:

Ребята, а вам понравилось наше путешествие в музыкальное королевство? А что вам запомнилось больше всего? Я предлагаю вам полоски различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет полоску такого цвета, которая соответствует нашему сегодняшнему занятию. Дети выбирают цвета, согласно своему настроению, а для музыкального руководителя это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

31 января 2017 в 19:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.